Анна Франц. «Призрачные мечты №2391-95/Visionary dreams #2391-95»

19 – 30 дек 2006
«ПРИЗРАЧНЫЕ МЕЧТЫ № 2391-95 / VISIONARY DREAMS #2391-95»
видеоинсталляция/киберинсталляция
в залах галереи

Анна Франц — мультимедийный художник, живет в Нью-Йорке.
Родилась в Санкт-Петербурге в России. В 1989 г. Закончила Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище имени В.И.Мухиной (ныне Санкт-Петербургская Академия Дизайна), получив классическое образование. Затем, освоив новые области (компьютерная графика и анимация), расширила круг своих творческих интересов.
Работы Анны отмечены наградами престижных конкурсов. Она была удостоена приза за трехмерную компьютерную анимацию «Ангел» на Autodesk Planet Studio Award. Короткометажный компьютерный мультфильм Анны Франц «Ангел» участвовал также в конкурсной программе SouthSide Film Festival (Пенсильвания, 2006 г.) и в нью-йоркском фестивале “Red Shift” в 2004 году. Её работы можно встретить в Музее современного искусства KyoseinoSato (Япония) и в частных коллекциях.
Анна Франц — участница а в отдельных случаях и куратор многочисленных художественных выставок: Совместная выставка, объединившая американских и Санкт-Петербургских художников, «Touch me» (2003, СПб, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме) и фестиваль «Виват, Санкт-Петербург!», посвященный 300-летию города (2003, Музей современного искусства г. Балтимор, США), итоговая выставка международного проекта «Саркофаг по-гански или похороны фантазера» (2005 Berliner Kunstprojekt Берлин), Китайская международная выставка искусств (2006 Пекин).
Персональные выставки: «Саркофаг по-гански или похороны фантазера» в галерее «КвадраТ» (2004,СПб), выставка «Окно» (2005 Куосейносато, Япония).
В течение ряда лет преподает медиа-дисциплины и анимацию. Анна Франц является постоянным автором журнала NY Arts Magazine, посвященного проблемам современного искусства.
«В своих работах Анна Франц говорит веселым легким языком о серьезных, глубоких вещах, избегая академических штампов и высоколобых эпитетов. Используя принцип интерактивности, она вовлекает в свои проекты большое количество участников разных возрастов. /…/ Художница показывает, что новые технологии — это не только «интертейнмент», но и лучшее средство отображения внутреннего мира человека — со всеми его сложностями и нюансами. И в этом компьютерное искусство близко традиционной живописи» (из статьи О. Хорошиловой).
В «Борее» Анна Франц покажет инсталляции: «Окно», «Made in Ancient Greece», а также серию работ из цикла «Статическое видео» и «Видео граффити».
К выставке Анны Франц галерея «Борей» готовит буклет со статьями. написанными Анной Франц о кибер- и видео-арте опубликованные в NY Arts Magazine.

Ольга Хорошилова. “Анна Франц”

Пикассо как-то сказал: «Я четыре года я рисовал, как взрослый, а всю оставшуюся жизнь учился рисовать как ребенок».
В этом афоризме — история современного искусства — искусства революционеров, ниспровергателей, исследователей-эмпириков. Дети — атеисты, постигающие окружающий мир исключительно опытным путем и не верящие канонам. Жизнь — чистый лист и каждый шаг сулит открытие. Именно так, по-детски, относились к искусству авангардисты начала XX века: фовисты, кубисты, дадаисты, а цепь их открытий продолжили современные медиа-художники. К их числу принадлежит Анна Франц, компьютерный художник и куратор, серьезный, состоявшийся человек, но в сущности — ребенок.
Её творчество развивается согласно приведенному выше афоризму Пикассо. Пять лет она, действительно, «рисовала, как взрослая». С 1984 по 1989 год училась в Мухинском училище на факультете индустриального дизайна. Изучала анатомию, делала штудии, постигала азы дизайна, словом, овладевала стылыми академическими канонами. Окончив институт и переехав на постоянное жительство в Соединенные Штаты, поняла, что индустриальный дизайн — занятие совершенно бессмысленное. Начала все сначала, как ребенок — с чистого листа. Неслучайно, что своим новым занятием Анна Франц избрала компьютерную анимацию и два года училась институте Пратт. Затем занялась актуальным искусством, с включением анимации, видео и кино и до сих пор «учится рисовать, как ребенок» — то есть совершать открытия, идти нестандартными путями и воплощать в творчестве свежие нетривиальные идеи.
В своих работах Анна Франц говорит веселым легким языком о серьезных, глубоких вещах, избегая академических штампов и высоколобых эпитетов. Используя принцип интерактивности, она вовлекает в свои проекты большое количество участников совершенно разных возрастов. Один из самых известных проектов Анны Франц — «Дотронься до меня» («Touch me»), стартовавший в 2002 году. Он представляет собой некую виртуальную студию, в которой происходит интерактивное взаимодействие художников. Каждый из них изменяет предлагаемую картинку, оперируя двумя основными элементами — видео и звуковым фоном, ассоциирующимися у каждого участника проекта с определенными цветами. В результате, получается бесконечно видоизменяющаяся картинка с музыкальным сопровождением. Среди участников этого долгоиграющего проекта — Алина Блюмис, Елена Губанова, Ася Немченок, Владимир Груздев.
«Саркофаг по-гански или похороны фантазера» («Sarcophagus, Ghanaian Style, or The funeral of a Dreamer», 2005) — еще один «детский» проект Франц. Белый поролоновый шар с трепещущими крылышками висит над зажженными свечами. На шар проецируется видео-ряд — жизнь племени Ганы вперемежку с кадрами из семейной хроники, а также крутящийся глаз. Таким образом, Анна Франц хотела «заимствовав идею у ганских крестьян, пофантазировать о собственных похоронах» — весело и с детским задором. Вслед за Анной Франц варианты собственных саркофагов и похорон предложили Андрей Бартенев, Мария Батурина, Алексей Трубецкой.
Анне Франц удается избегать трюизмов даже в таком академическом жанре, как портрет. В своем последнем по времени проекте «Статичное видео» («Staticvideo», 2006) она представила серию электронных портретов (в частности известного ленинградского нонконформиста, поэта Константина Кузьминского), «написанных» с помощью видео, компьютерной графики и анимации. Художница показывает, что новые технологии — это не только «интертейнмент», но и лучшее средство отображения внутреннего мира человека — со всеми его сложностями и нюансами. И в этом компьютерное искусство близко традиционной живописи.
Творчество Анны Франц, каким бы остро актуальным и революционным оно не было, так или иначе связано с вековым опытом «трех знатнейших искусств». Медиа-арт — это дерзкий и озорной ребенок-фантазер, но сидит он на плечах академического великана.

Borey Art Center

In English

1998 - 2024